В последнее время я много и глубинно нахожусь внутри себя. Это заметили и клиенты, и близкие. Я исследую тему доверия себе, миру, пространству, в котором живу. Здесь не будет каких-то научных объяснений. Скорее экзистенциальное, местами эзотерическое мое понимание мира.
Я всё больше прихожу к ощущению, что доверие себе и миру это фундамент любого благополучия в любой сфере жизни. Когда человек доверяет себе, своему выбору, своему пути, своему миру (назовите это Вселенной, Богом, жизнью — каждый выберет своё), многое начинает складываться само собой. Не без трудностей, но без внутренних надрыва и напряжения.
Сомнение естественная часть мышления. Оно полезно для критичности, для безопасности, для анализа. Но в выстраивании отношений с собой и с жизнью сомнение, часто, шатает внутреннюю опору. Знать и быть внутренне уверенным, что что бы вы ни сделали, это всё равно приведёт вас туда, куда вам нужно: к счастью, благополучию, достатку, реализации, это, как мне кажется, и есть базовый навык жизни. Не наивная вера, а глубинные знание и понимание, а еще умение возвращаться в это состояние, даже если вы временно из него выпали. Я бы назвала это великим мастерством жизни. Мне кажется, люди, которые много говорят о духовности, внутреннем покое, просветлении, на самом деле, говорят именно об этом, а не про аскетизм или отказ от мира.
Если доверие основа, то как оно формируется? Из очень простых вещей.
Например, вы даёте себе обещание и выполняете его. Но здесь есть важный нюанс: это обещание должно быть из любви к себе. Ради себя, своего благополучия, а не из «надо» и «должен». Мы недавно обсуждали с подругой простой пример, что когда человек продолжает общаться с теми, с кем ему плохо и небезопасно, он подрывает фундаментальное доверие к себе. Не к другим, а именно к себе.
Каждый раз, когда вы принимаете решение, исходя из того, что сделает вас более живым, спокойным, целостным, и следуете ему, доверие укрепляется. При этом решение можно менять, но не потому, что мир заставил, обстоятельства вынудили или стало страшно, а потому что изменилось ваше внутреннее состояние, ваше понимание, ваш выбор, вы. Внешний мир может меняться сколько угодно, важно, чтобы решение пересматривалось изнутри, а не из страха. И через эту конструкцию я пришла к пониманию прощения.
В религиозных традициях есть идея исповеди и прощения. Я всё чаще ловлю себя на том, что прошу прощения у себя за то, что в какой-то момент перестала себе доверять, прощение за предательство себя. Когда я попадаю в страх, тревогу, сомнения, я не подавляю их, а проживаю, размещаю, проговариваю, пишу и/или делюсь с кем-то. А потом прошу прощения у себя за сомнение, за недоверие, за то, что усомнилась в себе, в своём выборе, в своём пути. И в этом прощении очень много любви и уважения к себе. И очень много веры.
Мы часто просим прощения у других. Иногда у Бога. Но почти никогда у себя. А ведь именно здесь доверие и восстанавливается. Не просто «простить себя», а именно просить прощение за сомнение в своих знаниях, в профессионализме, в красоте, в силе, в решениях, в пути. Когда сомнение нарушает внутренний покой, тогда прощение возвращает его.
Есть такое чувство не просто уверенность, а глубокий внутренний покой (в «Кунг-фу Панде» По ищет именно его), для меня это и есть про доверие к себе. Состояние, в котором появляется ясное знание, что счастье неизбежно, что бы я ни делала, мой мир всё равно приведёт меня туда, где мне будет хорошо. Даже если я очень постараюсь всё испортить, то у меня не получится.
Доверие это «до веры». При этом сомнение вечный спутник веры. Но именно прощение за сомнение возвращает внутреннюю опору, уверенность в себе и любовь к себе. И, возможно, иногда самое важное, что мы можем сделать для себя, это тихо сказать себе: «Прости, что я в тебя не поверил(а)».